Дети
Детство, вопреки многочисленным представлениям взрослых, вовсе не
беззаботная и безмятежная пора, наполненная играми и весельем. Ребёнок
растёт, меняется, осваивает новые знания и формы поведения и каждый день
сталкивается с очередными задачами и трудностями. Личность ребёнка, в
своём становлении, проходит тернистый путь, и очень важно, как строятся
отношения с теми, кто сопровождает и поддерживает его на этом пути – с
самыми близкими родными людьми, друзьями, одноклассниками, учителями… По
мере роста малыша, этот круг расширяется, но центр его – в семье.
Именно семья: мама, папа, бабушки и дедушки, братики и сестрички,
оказывают наибольшее влияние на ребёнка. А потому, если мне предстоит
работа с ребёнком, я приглашаю в кабинет всех взрослых, которые, живут
вместе с ним, или проводят много времени вместе.
На первой встрече мы говорим о том, что привело ко мне родителей, чем
они обеспокоены, я подробно расспрашиваю об истории жизни ребёнка, о том
как он рос и развивался, об отношениях с ним и атмосфере в семье, о том
с какими сложностями уже приходилось сталкиваться раньше. Для понимания
того, что происходит с ребёнком и как ему помочь, мне нужно знать как
можно больше. На этой встрече я даю родителям первые рекомендации,
бывает, что на этом мы и останавливаемся, но, чаще, - это только начало
нашего сотрудничества.
Следующая встреча - с ребёнком. Формы работы с детьми, прежде всего,
зависят от их возраста, а также от текущей ситуации и пожеланий
родителей.
Если малышу меньше 1.5-2 лет, то я предложу маме и папе
приходить на родительские консультации (подробней на страничке РОДИТЕЛИ)
или же маме - работу в формате материнско-младенческой терапии
(страница МАТЬ-МЛАДЕНЕЦ).
С 1.5-2-х лет появляется возможность игровой терапии, которая является на сегодняшний день приоритетным направлением психологической помощи детям.
До 3,5-4 лет встречи с детьми я провожу в присутствии родителей или
того взрослого, который привёл ребёнка. Когда малыш подрастёт и будет
готов к тому, чтобы остаться в кабинете без близкого человека, мы
перейдём на работу вдвоём.
Детям до подросткового возраста ещё сложно выражать словами свои
чувства, для них естественно сбрасывать дискомфорт и напряжённость
путём телесной разрядки. Игра для детей до 10-12 лет является основным
способом коммуникации и выражения своей эмоциональной жизни. Рождаясь во
внутреннем мире ребёнка, игра, отражает психологические конфликты и
способы защиты.
Игровая терапия даёт возможность ребёнку
эмоционально раскрыться, проиграть свои фантазии, тревоги, выплеснуть
чувства, рассказать о себе на языке персонажей своей игры. Я, как
детский терапевт, оцениваю, что волнует малыша, как он развивается, в
чём его сложности. Включаясь в игру, я, с одной стороны поощряю его к
большей свободе самовыражения, способствуя проявлению внутренних
трудностей и переживаний и освобождению от них, с другой, получаю
возможность, доступными для ребёнка способами показывать ему, что с ним
происходит.
Часто приходится слышать от родителей: « Да, мой ребёнок и дома
постоянно играет. Нельзя ли заняться с ним чем-нибудь более полезным?»
Во-первых, дело в том, что игра в детском возрасте – это важнейшая
часть психо-эмоционального развития, а не пустая трата времени и
родителям важно, понимая это, предоставлять своему сыну или дочке
пространство, время и материалы для игр, обеспечить достаточные контакты
со сверстниками и самим, по возможности, включаться в игры.
Во-вторых, игра в кабинете у детского психолога-психотерапевта имеет
существенные отличия. Задача психолога создать атмосферу принятия и
безопасности, общаясь с ребёнком понимающе, не директивно, позволяя ему
развивать свои сюжеты, показывать свои желания. Слова и действия
психолога помогают ребёнку научиться выражать естественным приемлемым
способом неосознаваемые, трудные, пугающие мысли и эмоции и
контролировать их. Работа с ребёнком направлена на расширение его
творческих и коммуникативных способностей, укрепление его личности, рост
уверенности в себе.
Вырастая, дети всё меньше играют и всё больше могут общаться, описывая словами, всё, что с ними происходит. Встречи с детьми с 11-12 лет становятся всё более «взрослыми». Постепенно мы переходим к беседе (страница ПОДРОСТКИ).
В каких случаях желательно обратиться за помощью к психологу?
- -если Вы хотите помочь ребёнку развиваться, если Вас
интересуют психологические аспекты воспитания и взаимодействия с ним,
если Вам хотелось бы узнать, как реагировать на слова, поступки и
эмоциональное состояние ребёнка;
- если Вы чувствуете, что не понимаете своего ребёнка, что не можете установить с ним контакт, что что-то в его поведении пугает, раздражает или тяготит Вас;
- если Вы видите, что ребёнок не справляется с теми задачами, которые хорошо получаются у его сверстников;
- если ребёнок пережил стресс или травму (потеря близкого, развод родителей, тяжёлая болезнь, госпитализация…);
- при сложностях в адаптации (переезд, смена садика, школы…);
- при длительном подавленном состоянии, повышенной ранимости, плаксивости, замкнутости, неуверенности, нежелании общаться с другими детьми;
- в случае потери интереса к игровой деятельности или учёбе;
- при агрессивности, раздражительности, упрямстве, конфликтности;
- если у ребёнка трудности со сном - не хочет спать один, плохо засыпает, часто просыпается, жалуется на ночные кошмары, ходит во сне;
- в случае частых проявлений страха, фобий;
- при навязчивых движениях, действиях, словах, ритуалах;
- если ребёнок упорно грызёт ногти, сосёт палец, расчёсывает кожу;
- при заикании;
- при нарушениях питания - отказ от еды, неконтролируемое потребление;
- если ребёнок часто болеет, жалуется на недомогание;
- при энурезе, энкопрезе, повторяющихся запорах и поносах;
- при проявлении гиперактивности;
- при задержке психоэмоционального, интеллектуального развития, речи;
-при появлении аутистических черт, аутизме;
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, встречи с детским психологом могут быть полезны, как для детей, независимо от их возраста, так и для родителей. И совсем не обязательно ждать, когда в Вашей семье, в отношениях с ребёнком, или в его поведении появится что-то, что будет Вас беспокоить. Вы можете прийти на встречу гораздо раньше, периодически посещать психолога и это даст Вам возможность предотвратить значительную часть трудностей и грамотно способствовать развитию ребёнка.